Заказать ​бесплатную консультацию

Отправить Закрыть

Расход масла: что это и с чем его едят!

 

Что считается повышенным или большим расходом масла?

Для большинства нефорсированных и среднефорсированных двигателей (отношение мощности к рабочему объему двигателя не более 70 – 75 л.с./л) нормальным считается такой расход масла на угар, при котором уровень масла в картере за срок службы масла снижается от верхней до нижней метки щупа. Высокофорсированные двигатели общего назначения (не спортивные) для сохранения приемлемого ресурса конструируют так, чтобы улучшить смазку и отвод тепла ключевых деталей ЦПГ, что сопровождается повышенным расходом масла на угар. Например, для большинства двигателей V6 и  V8 производитель допускает расход масла на угар до 1 литра 1на 1000 км. То есть за 10 тыс. км 10 литров масла, а это в 1,5 - 2 раза больше объема масла в картере. На самом деле, автопроизводитель подстраховывается.

Расход масла на угар сильно зависит от режима эксплуатации. Работа двигателя на режимах близких к номиналу сопровождается кратным увеличением расхода масла. Городской цикл эксплуатации с частым торможением двигателем приводит к «подсасыванию» масла через направляющие клапанов. Поэтому если эксплуатировать двигатель на одном из этих или смешанном режиме, то и будет 1 литр на 1000 км, а если больше загородной умеренной езды, то будет, может 0,1 литр на 1000 км.

 

Почему большой расход масла?

Большой или повышенный расход масла бывает по следующим причинам:

  • Некачественное масло;
  • Повышенный износ ЦПГ;
  • Потеря подвижности маслосъемных колец;
  • Неработоспособные маслосъемные колпачки;
  • Неисправна система вентиляции картера;
  • Протечки масла через не плотности;
  • Выброс масла в выхлопную трубу через турбину;
  • Выброс масла в систему охлаждения.

Как мы можем видеть, причин не так много, но вкупе это и есть весь двигатель.

Некачественное масло может быть откровенной подделкой, начиная от смеси минеральных масел без присадок, и до замены бренда на дешёвый товарный продукт. Еще масло может быть не правильно подобрано для конкретного двигателя, окружающей среды и режима эксплуатации. Как правило, завод изготовитель дает региональные рекомендации применения масла, и, как правило, своего же бренда.

Можно использовать масло такого же качества и дешевле, но надо быть уверенным в поставщике или сдавать масло на анализ.

Диапазон расхода масла для исправного двигателя с различными по качеству маслами может быть очень широким. Но главное тут даже не расход масла на угар, а последствия эксплуатации двигателя на некачественном масле. Некачественное масло может не только быстрее выгорать со стенок цилиндра, но и оставлять больше нагара и лаковых пленок, которые появляются от повышенной деструкции масла.

Низкие моющие и диспергирующие свойства приводят к плохому выводу продуктов награообразования из зоны трения и повышению абразивного изнашивания деталей трения. А низкие щелочные и антикоррозионные свойства приводят к интенсивным коррозионному изнашиванию. В результате появляется вторая и третья причина повышенного расхода масла. И это тоже связано с угаром.

Повышенный износ деталей цилиндропоршневой группы влияет на увеличение расхода масла на угар, в основном, из-за увеличения зазора маслосъемных колец в поршневой канавке. Остальные факторы ЦПГ при сохранении подвижности и упругости колец малозначимы. Большой зазор в канавке обеспечивает перекачку масла как объемный насос. При движении поршня вниз кольцо снимает масло и пропускает под себя. При движении поршня вверх кольцо упирается в нижнюю кромку канавки и переталкивает масло с задней стенки вверх. Порция масла готова к сгоранию.

Если масло интенсивно горит и нагары не смываются и не выводятся с деталей ЦПГ рано или поздно кольца «закоксуются». При этом, они перестают выполнять свои функции: компрессионные – обеспечивать нужный заряд окислителя в камере сгорания, маслосъемные – снимать масло. При чем, сначала «залягут» маслосъемные кольца, так как нагар здесь более «замасленный».

Оба эти процесса интенсификации угара масла (износ и «закоксовка») циклически ухудшают условия работы двигателя вплоть до катастрофического состояния, когда двигатель не запускается или прогорают клапана и часть цилиндров не работает.

В процессе эксплуатации маслосъемные колпачки (сальники клапанов) подвергаются воздействию температуры, что приводит к потере упругости. Кроме того, абразивные частички в масле (карбоны от нагара) изнашивают уплотнительные поверхности колпачков, так же как и направляющие и штоки клапанов. Таким образом, ресурс этого узла сильно зависит от режима эксплуатации (перегрев двигателя) и качества масла (противоизносные свойства и абразивный износ).

Любая система вентиляции картера, не зависимо от конструкции, должна обеспечить допустимую концентрацию прорвавшихся отработавших газов в картере с целью защиты масла от окисления и загрязнения, и снижения давления в картере с целью предотвращения выдавливания масла через уплотнения. По определению с картерными газами выходят и пары масла, концентрация которых зависит от температуры масла, то есть от режима работы двигателя и эффективности охлаждения масла.

Пары масла задерживаются на маслоотбойниках и стекают обратно в картер. При длительной эксплуатации двигателя с грязным маслом и с большим прорывом газов в картер поверхности маслоотбойника постепенно загрязняются смесью продуктов неполного сгорания топлива, нагаров, отложений, элементов деструкции масла и других осадков. Несмотря на увеличение скорости потока газов и паров масла со снижением проходного сечения маслоотбойника, эффективность «отбоя» масла снижается. Связано это с тем, что принцип отбоя масла заключается в резком развороте потока на острых кромках барьеров, а именно они загрязняются в первую очередь. При этом эффективность вентиляции снижается, увеличивается концентрация паров масла и, соответственно, увеличивается количество уносимого масла через маслоотбойник. Кроме того, растет давление в картере, что приводит к выдавливанию масла через не плотности.

Это следующая причина большого расхода масла, но уже не связанная с угаром. Чаще всего не плотности образуются в сальниках по причинам: их низкого качества, изнашивания (грязное масло), неправильной установки и перегрева. Возможны так же протечки масла через прокладки при потере ими свойств и неправильной затяжке, при ударе картера, при нарушении герметичности мест установки датчиков и другие причины. Но все не плотности в основном проявляются при увеличении давления в картере, за исключением нарушения герметичности ГБЦ на блоке.

Выброс масла в выхлопную трубу через турбину происходит, если в турбокомпрессоре выйдет из строя масляное уплотнение (сальник). Тогда масло, которое подается в этот турбокомпрессор под давлением для смазки подшипника, начнет поступать в выхлопную трубу и, естественно, там гореть, или просто вылетать из трубы. Ресурс этого сальника так же зависит от его первоначального качества, режимов работы (температуры) и качества масла.

Выброс масла в систему охлаждения может произойти, если пробита та часть прокладки, которая находится между рабочими цилиндрами и отверстиями системы охлаждения. Причинами этого могут быть некачественная прокладка, неправильная затяжка или несоответствие плоскостей ГБЦ и блока.


Что делать при большом расходе масла?

Причина

Следствие

Диагностика

Что делать

1

Некачественное масло

Повышенный угар масла;
Высокое нагарообразование;
Значительное загрязнение двигателя;
Повышенный износ деталей трения;
Снижение компрессии и качества сгорания топлива;
Снижение ресурса масла;
Потеря эластичности сальников;
Выход из строя двигателя.

Нагар на крышке горловины;
Быстрое загрязнение масла;
Метод «капельной пробы»;
Экспресс-метод определения воды, вязкости, мех.примесей;
Анализ в лаборатории масел.

Заменить на масло, соответствующее двигателю и режиму эксплуатации;

2

Повышенный износ ЦПГ

«Перекачка» масла маслосъемными кольцами;
Повышенный угар масла;
Высокое нагарообразование;
«Закоксовывание» колец.

Сизый дым на ходу с увеличением нагрузки или постоянно (кроме дизелей);
Снижение компрессии.

Замена поршневой группы. Для временного устранения расхода и дымности, залить более вязкое масло(плохо повлияет на запуск ДВС и дальнейшей эксплуатации)

3

Потеря подвижности маслосъемных колец
(«залегание», «закоксовывание»)

«Перекачка» масла маслосъемными кольцами;
Повышенный угар масла;
Высокое нагарообразование;
Со временем снижение мощности и приемистости;
Увеличение расхода топлива.

Сизый дым на ходу с увеличением нагрузки или постоянно (кроме дизелей);
Снижение мощности и приемистости;
Увеличение расхода топлива.
При большом нагаре возможно повышение компрессии выше номинала.

Переборка двигателя.

4

Неработоспособные маслосъемные колпачки

Повышенный угар масла;
Возможен прогар клапанов.

Сизый дым на «перегазовках», затем на 5-ой – 10-ой «перегазовке» исчезает совсем  (кроме дизелей); Дымность при запуске(начальная стадия)
Удельный расход масла на трассе меньше, чем в городе.

Заменить маслосъемные колпачки;
Заменить направляющие и клапана.

5

Неисправна система вентиляции картера

Повышенный угар масла;
Высокое нагарообразование;
Повышенный износ деталей трения;
Снижение компрессии и качества сгорания топлива;
Снижение ресурса масла. Выскакивает масляный щуп для проверки уровня масла в ДВС.

Нагар на крышке горловины;
Быстрое загрязнение масла;

Произвести промывку системы вентиляции картера.

6

Протечки масла через не плотности

Повышенный расход  масла;
Замасливание машинного отсека и окружающей среды.

Тест на бумаге  - 20 минут – ни одной капли;
Подтеки масла (кроме течи заднего сальника).

При повышенном давлении газов в картере выяснить причину. Дале: пункт 2 или 5;
Устранить не плотности. Произвести замену сальников.

7

Выброс масла в выхлопную трубу через турбину

Повышенный расход  масла;
Выход из строя турбины;
Выход из строя катализатора.

Выброс капель масла из выхлопной трубы  на холодном двигателе (тест на бумагу на срезе трубы);
Сизый дым из трубы на прогретом двигателе;
Следы масла по стыкам (фланцам) выпускного или впускного тракта.

Замена катализатора.
Произвести ремонт или замену турбокомпрессора. Промыть систму впука от масла.

8

Выброс масла в систему охлаждения

Повышенный расход  масла;
Ухудшение качества охлаждающей жидкости;
Ухудшение теплообмена;
Попадание  охлаждающей жидкости в систему смазки и потеря свойств масла;
Гидроудар.

Замасливание охлаждающей жидкости (помутнение, изменение цвета);
Обводнение смазочного масла (пенится масло). Пена(эмульсия) на крышке заливной горловины. Парение из выхлопа(белый пар) и с заливнй горловины.

Ремонт двигателя.

Смена прокладки ГБЦ.


Надеемся данная информация будет для Вас полезной.

Первоисточник: http://suprotec.ru/

Вернуться назад

Комментарии

Оставить комментарий

Посмотреть ближайший к Вам филиал Expert Oil на карте.

Обратный звонок RedConnect

Получи 2 000 тенге на любую услугу сети Expertoil!

Пришло время замены масла? Требуется проверка/ диагностика жидкостей? Ответьте на три вопроса и получи бонус на нужную услугу в размере 2000 тенге.

Заполнить анкету Записаться на обслуживание
Узнайте, что у вас с машиной

1) Какие работы Вы хотите произвести?

2) Марка/Модель, год выпуска:

3) Ваше имя, номер телефона:

4) Выбор места/даты/времени получения услуги:

Место:
Дата:
Время:
Бонус активируется на следующий день после подачи заявки (в 11:00)

Ваша анкета успешно отправлена

  • Бонусом можно воспользоваться на ПЗМ 2,5,6,9,10,11. На других ПЗМ бонус не действителен!!
    Адреса точек: http://www.expertoil.kz/ru/station.php
    2GIS: https://m.2gis.kz/almaty/firm/70000001032843071/branches/9429948590836907?m=76.879406%2C43.22932%2F12
  • Бонус действует в течении 14 дней.
  • Бонус начисляется клиенту один раз, при первом заполнении анкеты. При повторном заполнении бонус не начисляется
  • Бонус активируется на следующий день после подачи заявки (в 11:00)
  • Бонусы по анкетированию не суммируются.
  • Бонус используется при покупке товара в сети ExpertOil
  • Бонус не распространяется на покупку аккумуляторов
  • Бонусы нельзя использовать на товар купленный в интернет магазине